ProfileProfile PhonePhone Каталог товаров

Рефлексы новорожденного

С тех пор, как с помощью ультразвука стало возможным интенсивное наблюдение за ребенком в материнской утробе, ученые прониклись еще большим уважением к способностям развития плода. Данные свидетельствуют:новорожденные отнюдь не являются безвольными существами. Действиями управляют не только рефлексы новорожденного.

Из-за того, что младенцы в начале кажутся такими пассивными, раньше предполагалось, что их мозг не может быть особенно активным, что ихнервная система реагирует только на внешние раздражители и в дальнейшем ей предстоит постепенное развитие. Сегодня такая точка зрения устарела.

Когда новорожденный крутит головой, наконец, находит грудь и начинает жадно сосать, то это отнюдь не только рефлекторное поведение — в действительности речь идет о вполнецеленаправленных движениях ребенка.

Младенец еще в материнской утробе поворачивает головку в разные стороны, сосет большой палец, глотает околоплодную жидкость, дышит, и эти действия совершаются при отсутствии каких-либо внешних раздражителей. Ведь если бы, когда малыш сосет грудь, речь шла только о примитивном рефлексе, сосание всегда происходило бы одинаково. Но после родовнервная система ребенка вынужденным образом перестраивается. Теперь младенец может сосать и глотать не когда угодно, а тогда, когда ему предлагают «поесть».

Но и это не все. Очень быстро ребенок приспосабливает свои сосательные и глотательные движения к источнику пищи — груди или бутылочке. И проявляет крайнее недовольство, если ему приходится перестраиваться.

Образцы поведения новорожденного можно подразделить на три категории.

1. Рефлексы, настоятельно необходимые младенцу после рождения для того, чтобы выжить: он должен уметь сосать, глотать и дышать. Все эти «навыки» малыш тренирует уже в утробе матери.

2. Ко второй группе относятся образцы поведения младенца, которые нужны ему, прежде всего в материнской утробе (их значение подтверждают ультразвуковые исследования): когда младенец чувствует подошвами ног сопротивление, например, стенки матки, он отталкивается, «убегает», иногда с такой силой, что делает кувырок. Эта двигательная реакция предотвращает прикрепление плода к определенному месту в матке, что произошло бы, если бы он совсем не двигался.

3. В последнюю категорию входят образцы поведения, которые сохраняются у человеческого детеныша, хотя уже, собственно, совсем не нужны. Они относятся к истории развития вида. Природа эволюции консервативна. Сохраняется не только то, что необходимо, но и то, что не повредит. Наиболее показателен хватательный рефлекс рук и ног, или рефлекс Моро. Когда младенец пугается, он вытягивает вперед руки и ноги, открывает рот и потом сам себя обнимает. Хотя каждый ребенок с первых недель развития очень индивидуален, его реакция на определенные раздражители, позволяет судить, насколько процесс близок к норме.

К трем-четырем месяцам большинство рефлексов практически утрачиваются. Происходит дальнейшее укрепление «власти головы» — активно развивается мозг.

Формы проявления основных рефлексов у новорожденных:

• Если держать ребенка под мышки и дать ему прикоснуться ножками к полу или краю стола, он автоматически делает ими движения, как при ходьбе или подъеме вверх. С хождением здесь нет ничего общего: рефлексы младенец приобрел в утробе матери – ему приходилось постоянно отталкиваться от стенки матки, чтобы не застыть в неподвижности.

Новорожденный способен изо всех сил цепляться, например за канат. Хватательный рефлекс настолько силен, что младенец может висеть почти без поддержки. Но на такие «подвиги» способны не все дети, поэтому родителям ни в коем случае не следует экспериментировать.

• Прикосновение рук к подошвам ног лежащего на животе младенца вызывает импульс, заставляющий его «обратиться в бегство». Он делает то, чего, собственно, не умеет – начинает ползти. Врачу «первобытный инстинкт» показывает – моторика новорожденногохорошо развита.

• Когда ребенок ощущает сосок груди или даже палец у щеки, он поворачивает голову в этом направлении и начинает сосать.

• Когда врач поднимает ребенка в положении на боку, тот сгибает в колене и подтягивает «верхнюю» ножку, а другая просто свисает. С помощью этого простого теста проверяют, в порядке ли у новорожденного чувство равновесия.

Младенец делает хватательные движения пальцами не только рук, но и ног, если слегка прикоснуться к его подошве. Крошечные ступни почти так же подвижны, как и кисти.

26 апреля 2024 г.

O VIVATEX

Наша компания занимается оптовой продажей трикотажа по Украине и за ее пределами.

Предприятие создано в 2008 году. «Vivatex» продает качественный ясельный, детский и подростковый трикотаж.

подробнее